FunnyFormula 

Самый несерьёзный сайт о Формуле-1

Совсем нетемное прошлое SAAB

Самолетное прошлое есть в исторических активах многих автопроизводителей, но именно шведский SAAB сумел выжать из этого факта своей биографии максимальные дивиденды. Первым «земным» продуктом стал SAAB 92.

 


Сама аббревиатура, известная сегодня скорее как автомобильная, нежели авиамарка, расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktie Bolaget – «Шведское авиационное акционерное общество», которое учредили в 1937 году. Летающая скандинавская продукция заслужила в Европе высокую репутацию. Подразумевалась и некая претензия на оригинальность… Шведы уже тогда вовсю думали о безопасности: пикирующий бомбардировщик SAAB-21 в 1944 году стал первым самолетом, оснащенным катапультой. Но через год война закончилась, военные заказы иссякли и, чтобы не спикировать в банкротство, фирма стала осваивать новое направление.


По порядку
Самый первый автомобиль марки SAAB в 1945 году создавала команда всего из двух десятков человек под руководством Гуннора Лунгстрема, занимавшего до этого пост конструктора отдела проектирования крыльев. Впрочем, это никого ничуть не смущало, так как никто из коллектива до этого не занимался машинами, а у большинства не было даже водительских прав. Может быть, поэтому у представителей SAAB до сих пор свой собственный, неповторимый стиль – создатели просто не знали, каким должен быть нормальный автомобиль.


Первенца нарекли незатейливо - SAAB 92, не став ломать голову над звучным маркетинговым именем. Тем более что гражданская продукция компании носила индекс, начинавшийся с цифры 9. Так, SAAB 92 стал достойным продолжением самолетов Scandia 90 и Safir 91, а девятка присутствует в названии моделей до сих пор – традиции дороже рыночных ярлыков. За «девяносто вторым» последовал SAAB 93, затем родстер 94 Sonnet и универсал 95. Наконец, в 1960 году публике представили SAAB 96. Все по порядку.


Первенец, получивший обозначение SAAB 92001 или Ursaab (приставка Ur в шведском, также как и в немецком, используется для образования существительных, обозначающих нечто изначальное), вышел в лучших авиационных традициях. Его внешний облик скорее напоминал крыло на колесах, нежели привычные автомобили. Но не только это роднило его с небом. Выполненную в масштабе 1:10 модель прототипа в 1946 году испытали в аэродинамической трубе. В то время подобные процедуры были редким явлением, но для авиастроительной компании это являлось вполне привычным делом. В результате автомобиль продемонстрировал исключительно низкий для своего времени коэффициент аэродинамического сопротивления, равный всего 0,32. Эта цифра впечатляет даже сегодня. Например, у ВАЗ-2108 этот показатель составляет 0,46. А у новейшей Mazda6 – 0,27…


Возможно, поэтому с годами облик автомобиля не сильно менялся: внешне 92-й похож и на 93-й, и на 96-й. Долгое время SAAB оставался круглобоким с высокими оконными проемами, напоминая другого национального героя – «в меру упитанного» Карлсона, кстати, тоже представителя авиационного рода-племени. Столь удачный внешний облик автомобиля создал Сикстен Сасон – пионер шведского промышленного дизайна. К слову, кроме нескольких моделей SAAB талантливый швед является автором фирменного стиля фотоаппаратов Hasselblad и пылесосов Electrolux. Не отставал от своего коллеги и главный конструктор Лунгстрем. Даже покинув SAAB, он продолжил заниматься конструированием, но уже, так сказать, для себя. В 80-летнем возрасте он сконструировал деревянный стул, который легко трансформировался в лестницу – такой предмет оказался хорошим помощником для пожилых людей, и его стала выпускать одна компания в Тролльхеттане, родном городе марки SAAB.


Из подручных материалов
Естественно, что у таких личностей просто обязан был получиться неординарный автомобиль. При колесной базе в 2,75 м длина машины равнялась четырем с половиной – в этом пространстве спокойно усаживались четыре человека. Двухцилиндровый двухтактный мотор мощностью 18 л.с. размещался спереди поперечно и приводил передние колеса. Для SAAB 92001 силовой агрегат с коробкой передач позаимствовали от немецкой малолитражки DKW – рядом с конструкторским бюро находилось кладбище старых автомобилей, куда частенько наведывались инженеры, выбирая не только отдельные узлы, но и целые машины для изучения конструкции.
Находчивость в создании автомобиля вошла у шведов чуть ли не в привычку. Так, формой для стальных панелей кузова первого прототипа послужили деревянные скамейки, которые позаимствовали из ближайших конюшен. Видимо, материал этих скамеек обладал нужными свойствами для работы кузовщиков. А изготовленный ранее полноразмерный макет из дерева вместо привычной краски покрыли сияющим черным гуталином. Будущий цвет прототипа чуть не стал камнем преткновения – руководство SAAB долго выбирало между синим и черным, пока кто-то не подсуетился и втихаря не закупил партию черной краски. Покрасили машину на фирме, специализирующейся на ремонте железнодорожных вагонов.


Самый первый прототип проехал на испытаниях больше полумиллиона километров – в основном по лесным дорогам. А ездили на нем преимущественно рано утром или ночью – новинку старались сохранить в секрете. В 1947 году появился второй опытный экземпляр, именуемый 92002. Внешне он отличался от первого формой капота, позволявшей легко менять мотор – видимо, это решение стало результатом большого пробега первого прототипа. За ним последовали еще два других опытных образца. Только после этого модель 92 запустили, наконец, в серийное производство – оно стартовало 12 декабря 1949 года.
Весь покрытый зеленью
В первый год выпустили всего около семисот машин. Модельный ряд состоял из двух модификаций: Standart и De Luxe – они были представлены в рекламных буклетах. Но поскольку первой никто из покупателей не заинтересовался, то производился только люксовый вариант. Под капотом стоял усовершенствованный двигатель DKW, который развивал уже 25 л.с. – этого хватало для разгона до 105 км/ч. Коробка – трехступенчатая механическая. Все цветовые изыски руководства SAAB на первой партии машин оказались ни к чему – машины поголовно красились в зеленый цвет вплоть до 1952 года. Объяснение этому вполне тривиальное – банки с краской такого колора в избытке имелись на складах авиационной фирмы еще со времен войны, ею красили фюзеляжи военных самолетов.


В то же время бензобак переехал из-под капота в пространство между задними колесами. Еще через год поменялись формы окна и багажника. Появилась опция в виде тентованной крыши – на люк большого размера натягивался кусок материи. Тогда же к мотору приспособили карбюратор Solex – c ним мотор стал развивать уже 28 л.с. В системе электрооборудования прижились фары Hella – до этого машины комплектовались американскими. В 1955-м установили электробензонасос. Этот же год ознаменовался и первым экспортом автомобилей в Великобританию – машину купил летчик Боб Мур, испытывавший до этого реактивный SAAB Tunnan J29, естественно, самолет, а не автомобиль. Он же и открыл первый дилерский центр в родной Англии. К 1957 году, когда 92-й уступил место 93-му, было сделано 20128 экземпляров этой модели.

No Copyright by Serge  2010, 2011, 2012
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz