FunnyFormula 

Самый несерьёзный сайт о Формуле-1

Ошибка Крэйга Поллока



       
Сергей ИВАНОВ

Короткую историю команды BAR нужно изучить любому инвестору, решившему вложить деньги в создание собственной команды Формулы-1. Иначе его средства непременно будут пущены на ветер — точно так же, как прогорел проект Крэйга Поллока под названием BAR, British American Racing.

А как все хорошо начиналось…

Частные команды в Формуле-1 нынче приветствуются — о чем не перестает твердить глава FIA Макс Мосли. Но очевидно, что время энтузиастов-частников вроде Джанкарло Минарди или Эдди Джордана навсегда кануло в Лету. Стало быть, под частными теперь нужно понимать команды, принадлежащие неавтомобильным корпорациям — таким, как Midland или Red Bull.

Самый успешный пока проект такого рода — Benetton. BAR имел еще большие амбиции, но в итоге его эпопея обернулась провалом.

Началось все в 1997 году, когда табачная корпорация BAT, British American Tobacco, решила вложить несколько десятков миллионов рекламных долларов в новое для себя дело — команду Формулы-1. Конечно, табачники ничего в автоспорте не понимали — заняться Формулой-1 им предложил человек со стороны. Звали этого человека Крэйг Поллок.

На первых порах Эйдриан Рейнард, глава знаменитой фирмы, выпускающей гоночные машины, считался полноправным членом руководства команды BAR. Но Крэйг Поллок считал коллегиальность совершенно излишней — и хотел видеть в Рейнарде свадебного генерала, не более Патриарх Формулы-1 Кен Тиррелл (справа) надеялся руководить командой Tyrrell в последний год ее существования, несмотря на то, что она уже принадлежала другим владельцам. Но Крэйг Поллок счел более целесообразным удалить из команды ее бывшего хозяина и еще до официального старта проекта BAR получил возможность попрактиковаться в управлении командой Жак Вильнев был для начинающей команды идеальным лидером, который мог привить коллективу победные амбиции (но так и не смог этого сделать). А вот его партнер Рикардо Зонта (справа), подававший большие надежды, так и не выбился в топ-пилоты. BAR на роль инкубатора звезд не годился

Послужной список шотландца вроде бы не очень годился для претендента на должность менеджера формульной команды. Окончил в Глазго университет по специальности «биология и спорт». Работал горнолыжным инструктором, спортивным директором пансиона в Швейцарии, дилером по продаже спортинвентаря…

Лишь в последние годы деятельность Крэйга оказалась связана с автоспортом: с 1992 года он стал менеджером Жака Вильнева. Делал свое дело Поллок отлично — его подопечный победил в заокеанской серии IndyCar, а потом перебрался в Формулу-1 и стал чемпионом мира. Тот, кто утверждает, что такая карьера — заслуга только пилота, совершенно не понимает реалий современного автоспорта. Мы никогда не узнаем, кем бы стал Михаэль Шумахер без своего менеджера Вилли Вебера. И то, что менеджеры не зря едят свой хлеб, получая в среднем 10% от гонораров своих подопечных, — факт бесспорный. Например, при переходе Вильнева в Williams Поллок добился для своего протеже беспрецедентной тестовой программы: команда создала специальную бригаду, которая «катала» Жака на всех автодромах, входящих в программу мирового первенства. То есть осваиваться в Формуле-1 канадцу было гораздо проще, чем всем остальным дебютантам — даже таким, как, например, Хуан-Пабло Монтойя.


Болид Reynard, Жак Вильнев за рулем, спонсорские деньги British American Tobacco. В заокеанских гонках эта комбинация Крэйга Поллока оказалась удачной, принеся Вильневу титулы чемпиона Индикара и победителя знаменитой гонки Инди-500.
В Формуле-1 те же ингредиенты в аппетитное блюдо не сложились…

Правда, менеджер гонщика и менеджер команды — это далеко не одно и то же. Поллок, однако, уверял руководителей табачной корпорации BAT, что нужными знакомствами в паддоке он обзавелся и запросто может развернуть с нуля такое грандиозное дело, как строительство команды Формулы-1.

И впрямь, почему бы и нет? Один из самых успешных менеджеров за всю историю Формулы-1 Флавио Бриаторе тоже «в прошлой жизни» не гайки крутил, а занимался продажей спортивной одежды Benetton. Именно ему принадлежит замечательная фраза: «Оказывается, Формула-1 похожа на любой другой бизнес. Здесь тоже главное — связи!»


Одни называли раскраску BAR в первом сезоне команды оригинальной, другие — вызывающей. Бесспорно одно: хоть ее придумали люди, обладающие определенным чувством юмора, она нарушала все сложившиеся в Формуле-1 традиции. Уже через год Поллок понял, что эпатаж любой ценой дивидендов не приносит. Он сумел уговорить хозяев команды из корпорации BAT — и те разрешили сосредоточиться на рекламе только одного табачного бренда. Фирменные цвета Lucky Strike «по наследству» переняла сегодняшняя Honda

Табачные короли Поллоку поверили. Мало того что у него почти гипнотический дар убеждения, но и связи в автоспортивном мире действительно есть. Собственно, и в BAT он пришел не как человек с улицы — в свое время именно Поллок добился от одного из отделений BAT спонсорской поддержки индикаровской команды Барри Грина и Джерри Форсайта, за которую выступал тогда Вильнев. И ведь не обманул Крэйг табачников — название их бренда Player's красовалось на комбинезоне чемпиона Индикара и на заднем крыле чемпионского автомобиля!

Автомобиль, кстати, был марки Reynard. Что, впрочем, неудивительно — больше половины индикаровских команд покупали шасси у этой английской фирмы. Совместный успех объединяет, и вскоре отношения Поллока с Эйдрианом Рейнардом стали дружескими. Тут-то Крэйг и предложил Эйдриану воплотить в жизнь его давнюю мечту — прийти в Формулу-1 со своей собственной командой.

Надо сказать, что на волне успехов в Индикаре и Формуле-3000 в начале 90-х годов команда Reynard чуть было не заявилась и на чемпионат мира — но тогда не хватило финансов. Потом было еще два неудачных визита в мир Больших Призов. Карликовая команда Pacific, уделом которой была борьба за попадание на стартовую решетку, использовала при постройке своей машины купленный у Рейнарда проект. На болидах Reynard в Ф1 хотела заявиться и финансово не состоявшаяся французская «конюшня» DAMS. А Ники Лауда предлагал Эйдриану Рейнарду поддержать своей техникой его идею создания… женской команды Формулы-1!

От той авантюры Рейнард благоразумно отказался. Но перед предложением Крэйга Поллока устоять не смог…

В свою очередь, и фирма BAT не могла устоять перед соблазном получить для своей команды такого поставщика шасси, как Reynard. Но главным козырем Поллока в переговорах с BAT был, конечно же, Жак Вильнев — чемпион мира заранее согласился покинуть Williams и перейти в новую команду!


Помпезная презентация команды образца 2002 года. За день до нее Поллок был отправлен в отставку. Руководителем BAR был назначен Дэвид Ричардс. Начиналась новая страница истории команды, которая сейчас носит название Honda

Вот это и называется «челночной дипломатией». Рейнарда Поллок уговорил «вписаться» в проект, соблазнив деньгами BAT. Табачников привлек авторитетом Рейнарда и громким именем Вильнева. Что же касается Жака… Разумеется, ему никакого смысла не было уходить из топ-команды. Но он привык идти на поводу у своего менеджера, все время направлявшего его карьеру в нужное русло. И не забыл синяки и шишки, набитые на горнолыжных трассах из-за того, что плохо слушался своего тренера в швейцарском пансионе — все того же Крэйга Поллока…


BAR отнял у Жака Вильнева лучшие годы его спортивной карьеры, не дав ничего взамен (кроме разве что приличной зарплаты). Поневоле вспоминается история Эмерсона Фиттипальди, несколько лет пытавшегося сделать сильной слабую команду Fittipaldi. Эмо делал это из братских чувств — ведь командой руководил его брат Вилсон Фиттипальди. А Вильнев хотел помочь своему другу Крэйгу Поллоку…

Потому-то и можно (не имея на то формального права) называть BAR частной командой. Да, по форме собственности это было акционерное общество — помимо Поллока, свои пакеты акций имели Рейнард, Вильнев, коммерческий директор Рик Горн и, разумеется, компания BAT. Но фактически команда была личным проектом Поллока, созданным им на чужие деньги.

Поначалу все шло гладко. Неповторимый дар убеждения, свойственный Поллоку, делал свое дело — штат команды BAR был сформирован быстро. Причем Поллок хвастался, что никому не поднимал зарплату по сравнению с прежним местом работы, — люди шли к нему «за идею».

А тут вдруг еще одна удача привалила — появилась возможность купить терпящий бедствие Tyrrell. И здесь Поллок сделал свою первую серьезную ошибку. Он считал сделку с Кеном Тирреллом отличной возможностью получить место в структуре Договора согласия (вместе с полагающимися ему доходами, на которые команда-дебютант, разумеется, не имела права). Сама по себе команда старины Кена была ему совершенно не нужна. Классический пример инерции мышления! Крэйг был похож на человека, который в темноте ищет керосиновую лампу, потому что погасло электричество, — а когда свет дали, радуется, что теперь найти керосинку будет гораздо легче! Поллок начал формировать команду и не перестал заниматься этим, когда в его распоряжении уже оказалась готовая «конюшня» — Tyrrell. Крэйг, дав команде завершить ее последний сезон, просто-напросто… уволил сотрудников и закрыл фабрику Tyrrell в Окхэме.

Наверняка многое в «конюшне» Тиррелла казалось Поллоку старорежимным и обветшалым. Но Поллок все-таки обещал, что в 1998 году Кен Тиррелл еще останется у руля проданной им команды. Однако новый хозяин сделал все, чтобы выжить основателя, — и тот покинул свое детище раньше оговоренного срока…

В декабре 1998 года состоялась презентация новой команды BAR. Взорам публики предстали красивые машины — белая и синяя. Как оказалось, Поллок намеревался и на гонки выпускать раскрашенные по-разному болиды. Когда в FIA разъяснили, что машины должны быть одинаковыми, Крэйг пошел на конфликт — и даже намеревался довести дело до суда. Угрожать FIA судебным преследованием — шаг для новичка Формулы-1, мягко говоря, небанальный. Впрочем, от обращения в суд Поллок отказался. Он придумал экстравагантный трюк под девизом «Все равно будет по-моему!». В итоге на старт вышли машины в клоунской раскраске — слева они были белыми, в цветах Lucky Strike, справа — синими, в цветах 555.

Таких выкрутасов в Формуле-1 не терпят…

Это была вторая ошибка Поллока. Обещая руководству BAT рекламировать сразу две торговые марки, Поллок, разумеется, уверял, что в Формуле-1 у него «все схвачено», но авантюра не прошла. И вера в Поллока у табачных королей пошатнулась.

Но это все были мелочи по сравнению с провалом команды в гонках. «Я рассчитываю на победы уже в этом сезоне. Да почему, собственно, только на победы? Может быть, нам по силам взять и чемпионский титул!» — обещал Поллок перед стартом. А на финише выяснилось, что BAR стал единственной командой, не завоевавшей в чемпионате ни одного очка!

Для Жака Вильнева такое фиаско означало личную трагедию: он увидел, что ничего хорошего из затеи Поллока не выйдет. Но было поздно: экс-чемпион мира был связан с командой многолетним контрактом… Что же касается самого Крэйга, то он занялся любимым делом всех руководителей-неудачников — поиском виноватых. Рассорился с Эйдрианом Рейнардом, потом выгнал главного конструктора Малкольма Оустлера…

Нельзя сказать, что за следующие три года работы с командой Поллок совсем уж не добился никаких успехов. Главное его достижение опять же лежало в организационной сфере — он сумел перехватить у Эдди Джордана партнерский контракт с фирмой Honda. Затем японцы вошли в число совладельцев команды BAR. Но пятое и шестое места в Кубке конструкторов — не бог весть какое достижение для того, кто надеялся на чемпионский титул уже в первом сезоне.

В конце концов это поняла и Honda — и решила строить свою команду без Поллока. Точно так же, как сам Поллок когда-то решил обойтись без Кена Тиррелла и его сотрудников. Сенсационное увольнение Поллока произошло за день до презентации команды сезона-2002...

Может быть, судьба просто отплатила Крэйгу Поллоку за то, что он сровнял с землей Tyrrell — этот монументальный памятник героической эпохи Формулы-1?

BAR был командой двух людей — Жака Вильнева и Крэйга Поллока. После ухода одного из них неизбежным было и расставание с другим. Не потому, что Жак плохой гонщик, — просто, по мнению сменившего Поллока Дэвида Ричардса, у канадца была слишком высокая зарплата. Впрочем, и сам Ричардс не задержался в команде, которой теперь руководила не табачная фирма, а японская автомобильная корпорация. Но это уже совсем другая история…

В чем же состояла главная ошибка Поллока? Ведь его план вроде бы не имел слабых мест. Крэйг был идеальным общим руководителем проекта, сумевшим с нуля создать структуру, которую и сегодня развивает Honda. Только не надо было лично браться за руководство… Для этого было нужно передаточное звено — человек, который умеет руководить гоночной командой.

Кто такие Дитер Матешиц (Red Bull) и Алекс Шнайдер (Midland)? Энтузиасты автоспорта, решившие на деньги своих фирм создать команды Формулы-1. Они пошли по пути Поллока (пусть Крэйг использовал не свои деньги, а чужие) — но учли его ошибки. Не стали разваливать команды, послужившие основой их собственных, — Jaguar и Jordan соответственно. Поставили во главе специалистов, успешно проявивших себя в менее престижных гоночных сериях, — Кристиана Хорнера (Red Bull) и Колина Коллеса (Midland). Кстати, разрыв MF1 с фирмой Dallara в какой-то мере подтверждает открытую Поллоком неэффективность сотрудничества со сторонним производителем шасси.

Значит, BAR родился и умер не зря. Он стал хорошим пособием для инвесторов на тему «Как не надо создавать гоночную команду». А что же Поллок? Он сейчас занимается тем, что у него получается лучше всего, — представляет интересы Жака Вильнева…

2000 год. Джеки Стюарт (справа) уже продал свой Stewart,
а Эдди Джордану и Крэйгу Поллоку только предстоит расставание
со своими детищами
Гран При Сан-Марино 2002 года. Уволенный Поллок еще щеголяет в униформе BAR. Вскоре ему «порекомендовали» этого не делать. Но в боксах команды Крэйг появлялся еще долго — он имел на это право как ее акционер и менеджер Вильнева. Впоследствии все акции команды скупит Honda Рикардо Зонта и сменивший его Оливье Панис не подвергали сомнению лидерство Жака Вильнева в BAR. Но когда в 2003 году партнером канадца стал амбициозный Дженсон Баттон, Вильнев несколько сник. Баттон набирал очки куда быстрее экс-чемпиона мира…
No Copyright by Serge  2010, 2011, 2012
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz